Кафедральный собор Сан Лоренцо

Кафедральный собор генуэзской епархии Сан Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) располагается неподалеку от площади Феррари и Герцогского дворца. Его возведение началось в 1110 году на месте погребения Святого Лаврентия и папы Сикста II, которые согласно легендам приняли мученическую смерть вблизи собора. Так это или нет, достоверно не известно, но под основанием крупнейшей ныне в Генуе церкви действительно покоятся стены и фундамент древнеримского храма, а также дохристианские саркофаги, а они прямое доказательство того, что когда-то здесь было кладбище.

Строили собор на протяжении трех веков на деньги, вырученные Генуэзским флотом за участие в Крестовых походах. Само собой, за столь долгий срок собор не раз перестраивали и реставрировали и снаружи, и внутри. Это объясняет смешение трех стилей: ренессанс, готического и романского.

История строительства и архитектурные особенности собора
Художественный внешний вид Сан Лоренцо отличается ассиметричностью: французские мастера, работающие над фасадом в стиле французской готики, планировали возвести на фасаде две колокольни. Однако Giovanni da Gandria предложил на месте незавершенной левой башни сделать лоджию, что и было воплощено в жизнь в 1477 году. В 1522 г. Pietro Carlone была достроена правая колокольня в ренессансном стиле, в ней разместились 7 колоколов. Сегодня эта шестидесятиметровая башня признана второй по высоте в провинции Лигурия.

Фасад собора состоит из трех порталов (трех больших ворот), возведенных в первой четверти XIII и кардинально отличающихся от общего стиля собора. Центральный портал получил название «Ворота Святого Лаврентия». Боковым, менее помпезным, дали имена Святого Готтарда и Святого Иоанна. Все три портала стилистически выделяются, ведь работая над ними, французские мастера пытались внедрить элементы готического стиля.

Полукруглое поле фронтона центрального портала содержит изображение Христа, перед которым стоит Лаврентий. Барельефы боковых порталов украсили львами мастера школы Бенедетто Антелами в 13 веке. В 1840 году были установлены еще два льва (автор Карло Рубатто): они охраняют лестницу, ведущую к порталам.

Облицован собор Сан Лоренцо черным и белым мрамором, выложенным чередующимися полосами.

Внутри собор три нефа, разделенных колоннадами. Колонны и венчающие их части были возведены из полихромного мрамора в 13 веке взамен тех, которые пострадали во время землетрясения. Те же, что сохранились, можно увидеть во втором ярусе: они выполнены из серого камня в романском стиле и датируются 11 веком. В 15 веке над нефом был надстроен купол. Его росписью до 1557 года занимался Галеаццо Алеси. Целиком же строительство было завершено в конце 17 века.

Собор богато украшен фресками, картинами и скульптурами авторства известных мастеров разных эпох. Так, над входом размещается фреска, изображающая Христа в окружении ангелов. На своде между нефом и алтарем располагает еще одна фреска – «Мученичество святого Лаврентия» (Ладзаро Тавароне). Особую ценность представляют фрески 13 и 14 века «Страшный суд» и «Прославление Пресвятой Богородицы».

Главная же достопримечательность Сан Лоренцо – капелла Святого Иоанна Крестителя (15 век), где хранятся частички мощей святого. Местные жители очень горды тем, что во время Первого Крестового похода их предкам удалось привезти их из Палестины (1098 год). В 1327 году святого провозгласили небесным покровителем Генуи. Некоторое время эта православная святыня хранилась в главном зале собора. Начиная с 1465 года, она находится в часовне рядом с алтарем (он украшен фреской-копией «Тайная вечеря»). К сожалению, приложится к ним невозможно: они помещены внутрь престола. Капелла украшена статуями тех времен.

Возле входа в собор, с правой стороны, располагается большой снаряд. Это память о 9 февраля 1941 года, дне, когда вся Генуя была обстреляна британским артиллерийским огнем. 381-миллиметровый бронебойный снаряд, выпущенный из «Малайи», пробил крышу храма, но не разорвался.

Музей кафедрального собора
Собирать ценные артефакты в единую коллекцию начали собирать еще в 12 веке. Их число постоянно росло во многом благодаря пожертвованиям аристократии и купцов Генуи. Однако не все их можно увидеть сегодня: из-за нехватки денежных средств многие были проданы еще до открытия музея. Сокровищница изначально размещалась в трех шкафах ризницы, и каждый посетитель храма мог рассмотреть экспонаты во время службы.

В столь стесненных условиях сокровищница находилась до конца Второй мировой войны. Franco Albini, которого пригласили спроектировать отдельное помещение для размещения актефактов, предложил разместить сокровищницу в подземном помещении храма.

Пол в сокровищнице выполнен из черного морского камня, а стены потолок – из серого камня.

Сегодня в музее хранятся более 500 артефактов, среди которых «Священная чаша» из полупрозрачного материала светло-зеленого цвета. Долгое время реликвию отождествляли с Тайной вечерей, полагая, что из нее пил Христос. На самом же деле ваза сделана из византийского хрусталя примерно в 9-10 веке. Кроме этого, в залах сокровищницы можно увидеть реликварии с прядью волос пресвятой Богородицы, серебряную статую Св. Лаврентия, в груди которой хранятся частички его мощей, крест Заккария с вкраплением дерева креста, на котором был распят Христос, честные руки Иакова Зеведеева и праведной Анны.

Информация для туристов
Как добраться: выйти на станции метро San Giorgio, или доехать автобусом № 42 до Piazza San Lorenzo.
Координаты для навигатора: 44°24'27"СШ, 8°55'53"ВД

Время работы: 9.00-11.30, 15.00-18.00 каждый день за исключением воскресенья.

Туристы в открытой одежде не имеют право заходить в собор.

icon

Фото Кафедральный собор Сан Лоренцо

Смотреть все
icon

Были здесь? Добавьте свой отзыв!

Нажимая на кнопку отправить вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

  • Азия
  • Африка
  • Ближний Восток
  • Европа
  • Карибский бассейн
  • Океания
  • Северная Америка
  • Центральная Америка
  • Южная Америка